babkin_k


Константин Бабкин

дневник партийца


Previous Entry Поделиться Next Entry
Российские комбайны будущего
babkin_k



В России появляются признаки высокоразвитой цивилизации.

Это пост не очень развлекательный. Рассчитан скорее на специалистов, так или иначе связанных с сельхозмашиностроением. Но может быть интересен и тем, кто интересуется происходящим в российской экономике.

Сильная и здоровая нация должна думать о технологическом развитии производимых ею машин. Различные предприятия из разных отраслей, а также будущие операторы должны знать планы друг друга на годы вперёд, должны вести скоординированную работу, чтобы каждый использовал лучшие достижения другого. Эту координацию и всю работу должно доброжелательно поддерживать государство. Только так совершается прогресс.

Несколько дней назад в Министерстве промышленности и торговли под председательством Министра Дениса Мантурова прошло совещание по развитию производства в России комплектующих для сельхозтехники.
Впервые, думаю, за четверть века  такую тему подняли. Это очень важно.
Не думайте, что это скучная тема.

Первым выступил легендарный для сельскохозяйственного машиностроения человек. Герой Социалистического труда, экс-министр, экс-директор нескольких предприятий отрасли.

Он, собственно, и был инициатором совещания.

Сказал, что есть у нас успешные предприятия, продукция которых поставляется в самые развитые страны, однако снижение производства и отставание от конкурентов в отрасли по многим позициям по сравнению с былыми временами большое. Чтобы наверстать отставание, нужно развивать производство комплектующих. В них сосредоточены рабочие места, добавленная стоимость, сосредоточена наукоёмкость машин.

Сейчас прогресс идёт в области всё большего применения электроники, точного земледелия (нужна точность позиционирования с отклонением до 2см). Различные машины должны обмениваться между собой информацией. Востребованы также новые материалы. Например, внедрение резинометаллических гусениц позволяет превзойти возможности колеса и производить более крупные и более производительные машины.
Всё это надо производить и внедрять.



Потом слово министр дал мне.

Говорю: Да, некоторые наши машины действительно конкурентоспособны. Мы совершили в последние годы серьёзный прогресс. Наши комбайны покупают в Америке и Германии. И машины красивы.


Однако мы находимся в роли догоняющего. Как по большомы счёту происходит наш прогресс? Наши инженеры ездят по различным выставкам, по предприятиям, смотрят, что делают коллеги, что предлагают различные поставщики. Смотрят, что себя оправдало, а что нет, и применяют нужное.
Такая позиция позволяет совершать меньше ошибок, делать меньше затрат, имеет свою экономическую эффективность.
Однако тот, кто сам ведёт серьёзные исследования, кто идёт впереди, на кончике технического прогресса, опережая других, тот имеет возможность снимать сливки.

Основные возможности для улучшения, для прогресса сосредоточены как раз в производстве комплектующих.
В последние годы доля комплектующих российского производства в комбайнах постоянно снижалась, и сейчас доля иностранных составляет 25-30 процентов.
Однако сейчас из-за удешевления рубля сложилась благоприятная ситуация для возвращения производства в Россию.

Например, есть Ростовский литейный завод, расположенный на территории Ростсельмаша и являющийся его частью.
На нём производится 150 тыс. т  продукции в год. 550 наименований литых заготовок. Из-за постоянного повышения налогов, удорожания ресурсов, несмотря на то, что на нём постоянно проводились улучшения и обновлялось оборудование, его рентабельность постоянно снижалась. Дошло до того, что аналогичная продукция, привезённая из-за рубежа, оказывалась на 30-40% дешевле произведённой на предприятии. Поэтому втечение трёх лет была проведена работа по переводу заказов в Китай. Это большая работа - согласовать параметры, отработать спецификации, качество и условия поставок. Но она была сделана, и в августе 2014 года Ростовский литейный завод был закрыт. Люди ушли на улицу.

Завод простоял закрытым четыре месяца, но после девальвации рубля опять появился смысл в его работе. Замок с ворот был снят. Рабочих обзвонили, позвали обратно. 450 человек вернулись на рабочие места. Работа вновь закипела.
Однако сейчас рубль укрепляется, металл дорожает. Не исключено, что жизнь на завод вернулась не надолго.
Это иллюстрация того, производство комплектующих постоянно балансирует на грани рентабельности и неравномерно, незаметно для публики, постепенно перетекало за границу. Сейчас, в условиях кризиса и после девальвации есть возможность порассуждать о возвращении производств и компетенций в Россию.

Комплектующие, в закупке которых заинтересована компания Ростсельмаш:


Кроме того, есть внутренние инвестиционные проекты, на которые нужно долгое недорогое финансирование.
Это обращение к Фонду развития промышленности, который был создан при Минипроме. Объём фонда 70 миллиардов рублей, заявок другие предприятия накидали на 700 миллиардов. Поэтому Ростсельмаш встал в очередь.



Для дого, чтобы производить передовые машины, нужно наладить взаимодействие науки и производства.
В России есть восемь отраслевых институтов, связанных с сельхозмашиностроением, ещё около двадцати институтов так или иначе отрасли по своим тематикам касаются. В них работают тысячи людей, государство тратит на поддержание институтов миллиарды рублей.

На данный момент связи между институтами и производством фактически нет. Предприятия результаты труда учёных не потребляют.

Предложение состоит в том, чтобы поставить производителей в той или иной форме над учёными. Например, надо, чтобы государство отдало функции управления институтами отраслевой ассоциации, либо обязать институты согласовывать с производственными предприятиями список тем, которые будут финансироваться. Либо пусть государство финансирует исследования, которые проводят сами предприятия.

Мы общались с руководством ФАНО (Федерального агентства научных организаций). Нам было сказано, что сейчас, после реформы РАН, отраслевых институтов нет. Все академические. Механизмов влияния производственников на них не предусмотрено. Можно организовать знакомство учёных и представителей заводов. Предприятия могут заказывать в институтах исследования и оплачивать их.

Вряд ли этот механизм будет работать. Знакомы мы и так, а если работа требует полного финансирования со стороны предприятия, то ему легче её сделать внутри, собственными силами. Если денег хватит.
Проблема ждёт своего решения.



Это темы для относительно фундаментальных исследований, которые интересуют компанию Ростсельмаш.




Ну и, конечно, электроника. Здесь сейчас происходит основной прогресс в сельхозмашиностроении.
Ростсельмаш неплохо продвинулся в этом направлении. Все комбайны, кроме бюджетной Нивы, оснащены системой компьютерной самодиагностики. Команда управления из кабины поступают не прямо на рабочие органы, а проходят предварительно через компьютер, что что позволяет внедрять оптимальные алгоритмы. Предлагаются системы позиционирования и автоподруливания, правда, от сторонних производителей. Однако работы впереди очень много.

В некоторых компаниях за рубежом над внедрением электронных систем работают сотни инженеров и программистов.
Задача недалёкой перспективы — объединить всё хозяйство в комплекс, научить разные машины, даже от разных производителей, общаться между собой по единому стандарту. Точность позиционирования должна быть 2см. Для того, чтобы у нас появилась такая система, нужно финансирование и координирующая роль государства.
Здесь опять возвращаемся к теме управления отраслевыми научными организациями.




Рассуждая о развитии промышленнности, не могу обойти тему, без решения которой всё останется в фантазиях.
Нужно менять экономическую политику.

Чтобы у нас было выгодно вкладывать силы и средства в производство и развитие, нужно обеспечить дешёвые кредиты, низкие налоги, дешёвые ресурсы, нужно регулировать внешнюю торговлю так, чтобы обеспечить российским производителям равные условия конкуренции с зарубежными коллегами.
Всё это возможно, хотя и выходит за рамки полномочий Минпрома.




Поблагодарил министерство за то, что поддерживает реализацию программы 1432, по которой российская техника достаётся крестьянам с 15%-й скидкой, за то, что выделяет деньги на НИОКРы, по которым разработаны и производятся уже три семейства комбайнов, за поддержку участия в зарубежных выставках. Правда, их пока было только две. В Марокко и в Ганновере.
Просьбы к Минпрому перечислены в п.2.



Это проект российского стенда на выставке в Ганновере будущей осенью. Нужна финансовая помощь государства.
Иностранные компании их государства поддерживают. Нормой является, если государство компенсирует около 50% затрат на участие компаний в зарубежных выставках.


Поблагодарил за то, что собрали такое совещание. Координирующая роль государства очень важна.
Будет поддержка — будут новые машины мирового уровня.



Потом ещё выступали коллеги-сельхозмашиностроители и производители компонентов.
Говорили про планы выпуска новых тракторов, новых дизельных двигателей, новых материалов, электронных систем, подшипников и прочего. Принципиальных проблем нет. Все хотят двигаться вперёд.

Затронули тему подготовки кадров. Я сказал, что проблема заключается в неправильной политике Министерства образования. Во-первых, они сознательно уходят от советской системы, которая готовила специалистов по конкретным темам — по корбкам передач, по литейному делу, по посевным агрегатам и проч. Теперь готовят магистров и бакалавров, которые должны разбираться понемногу во всём, и ни в чём конкретно. Поэтому, например, компании Ростсельмаш приходится за свой счёт оборудовать в университетах по всей стране учебные классы, обучать и стимулировать преподавателей, оснащать университеты учебными пособиями, платить стипендии. Это всё накладно для отдельной компании. По-хорошему, это всё должно делать государство.

Итого.

Сельхозмашиностроение в России живо, демонстрирует волю к движению вперёд, верит в свой потенциал.
Проблемой является политика Центробанка и Правительства. Дорогие кредиты, высокие налоги, отсутствие системы поддержки экспорта и проч. Развитие несырьевого производства по-большому приоритетом не является. Поэтому производителям постоянно приходится балансировать на грани рентабельности.

В правительстве есть и понимающие люди. Министерство промышленности является на фоне других министерств средоточием разума, профессионализма и адекватности. Жалко, что его полномочия не безграничны.
Но работа на предприятиях и в кабинетах идёт и постепенно становится более скоординированной.

Полезное совещание.


Какая Прелесть-Конбайны будущего убирают Пшеницу на Марсе..
А сейчас надо потерпеть...

ты, баклан, везде срешь по-маленьку, я смотрю?.. мерзкое зрелище...

(Удалённый комментарий)
это прекрасно конечно,
для таких машин операторов надо готовить соответствующих и ремонтную базу
случись поломка ,ключом и кувалдой не отремонтируешь

Да, уходим от Корней, уходим..
как там было то а?:
"Привыкли руки к топорам
Только сердце Непослушно докторам"

И в правду, скорее бы от слов к делу-)

(Удалённый комментарий)
Верной дорогой идете, товарищи!

Совсем недавно производители комбайнов из Германии приезжали в Мордовию, и у же с мордовским правительством велся диалог о совместном производстве в России гуглить не хочется но вроде они договорились.

в Краснодаре завод немецких комбайнов полного цикла пробно запускается в этом уже году

отверточно там же несколько лет собирают


Понимая, что бюджет на прикладную науку тема приоритетная, сомневаюсь, что глобальные монополисты, через "наш" минфин реанимируют себе конкурентов.
До лучшего правительства, можно имея координационное конструкторское бюро при производстве, привлекать ученых-фрилансеров на условиях тендерного аутсорсинга. Мотивированные взаимовыгодным процессом из виртуальной соцсети, в дальнейшем могут составить специализированный коллектив конструкторов(без соавторов из свадебных генералов РАН).

Непонятно, почему на презентации в Министерстве промышленности и торговли фигурирует обозначение вражеской GPS. Написали бы уж хотя бы GLONASS\GPS. Или работа с отечественной системой вообще не планируется?

Э... картинки распирают ленту просто адски. Тема то хорошая, но вот инфографику освоить не реально.

Да всё это красиво, джостики, вентиляторы, кондиционеры....но кординально нового ни чего нет. Вот еслиб при уборке урожая пшеницы из комбайна сразу выходили готовые печенные изделия...вот тогда инновации были на уровне. Или к примеру солома использовалась по ходу вместо топлива, вот это былоб да...офигительно!

TL;DR А в массовом производстве когда они появятся и какой будет объем годового выпуска? От одной демонстрации воли к движению вперед никому ни тепло, ни холодно, лозунгами мы уже 30 лет живем.

какие лозунги? это уже компания мирового уровня

...по итогам года намерены произвести 4,2 тыс. единиц техники - примерно столько же, сколько в 2014 году...

...По собственным данным, «Ростсельмаш» контролирует 17% мирового рынка сельхозтехники и 65% рынка сельхозтехники в России и СНГ...

...завод выпускает 24 вида сельхозтехники, более 150 моделей и модификаций, поставляет продукцию в 26 стран...





Сейчас я схему опишу вкратце.
Государство даёт субсидии директору- хозяину предприятия.
Директор идёт покупать на государственные деньги технику.
Производители техники продают директору комбайны. Но не простые, а с откатом.
Директору работать больше не надо. У него уже все есть. И производители техники довольны и директор. А государство ещё кредитов наберет, до следующего дефолта.

у вас в программе импортозамещения одного пункта не хватает "Где с умилением глядят на заграничные наклейки…"

(Удалённый комментарий)
Ну твк уберите вокруг себя. Зачем же вы в говне заросли и всем об этом рассказываете.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
1-пока на Ростсельмаше рисуют фантики гаражи Джон Дир скоро будут в каждом городе Ставропольского и Краснодарского края

?

Log in

No account? Create an account