?

Log in

No account? Create an account

babkin_k


Константин Бабкин

дневник партийца


Previous Entry Поделиться Next Entry
Канада. О переносе производства тракторов в Россию
babkin_k


Съездили недавно с Дмитрием Удрасом в Канаду. Проведать тамошние заводы. Взбодрить народ в условиях кризиса.

Ситуация в сельхозмашиностроении Северной Америки сейчас не очень. Падение производства в целом по отрасли в прошлом году составило 27%. В позапрошлом году тоже было падение. Поэтому, например, больших тракторов в США и Канаде в 2015 году было продано на 55% меньше, чем за два года до того, в 2013 году. В этом году оживления рынка также никто не предсказывает. Кризис.
Причин несколько: снижение цен на нефть вызвало снижение спроса на кукурузу, из которой производится биотопливо; в Америке ликвидировали налоговые льготы, которые много лет предоставляли покупателям сельхозтехники; сказался перевод сельхозтехники на новые, более строгие, экологические стандарты.

Мы, компания Buhler Industries, дочка компании Ростсельмаш, тоже снизили объёмы продаж, хотя и поменьше, чем другие компании на рынке.

Прошлись по заводу в Виннипеге, посмотрели на изменения. Осваиваются новые модели, отлаживаются новые процессы. (На заводе главное чтобы всё происходило по регламенту, в соответствии с чётко отлаженным процессом.) Введён стопроцентный контроль качества.

Съездили на выставку в город Брэндон, 2 часа на восток от Виннипега.
В Евросоюзе есть одна главная выставка сельхозмашин, Ганноверская. В России тоже одна — Агросалон в Москве. В Америке нет одной главной, есть много региональных, относительно небольших. Выставка в Брэндоне — одна из них.

Несмотря на кризис, народу очень много. Толпы непритязательно одетых мужиков ходят и присматривают себе машины стоимостью по полмиллиона долларов.

Стенд  компании Versatile не самый большой, но мне показалось, что у нас народу было больше, чем у других, даже гораздо более крупных, фирм.
В этом году отмечаем 50 лет с момента, когда компания, первая в мире, вывела на рынок полноприводный трактор большой мощности с ломающейся рамой. С тех пор многие конкуренты вновь и вновь повторяют это инженерное решение.
По этому случаю выставили современный трактор в расцветке 60-х годов. Многим очень понравилось. Говорят, будит в фермерах ностальгические чувства.

А это молодые ковбои знакомятся с устройством комбайна, произведённого в России. Да, вращается не только сам ротор, но и дека, внешний цилиндр, вращается в противоположную сторону. Ни у кого больше такого нет.


В Виннипеге собрали топ-менеджеров компании, человек тридцать, я толкнул речь.
Смысл такой. Вы знаете, что ситуация непростая. Объёмы производства и экономические показатели компании снижены. Этот год также будет непростым. Однако это совсем не конец света и даже не трагедия. Вы знаете, что рынок развивается волнами. Бывают периоды роста, бывают периоды спада. Например, сильный спад рынка был в 2007 году. В России дело обстоит так же. Всё идёт волнами. Сейчас в России из-за девальвации рубля и из-за выделения дотаций фермерам производство растёт. Однако эффект от девальвации работает не вечно. Когда-то может повториться ситуация, когда канадское подразделение будет работать более успешно, чем российское. В этом, кстати, и состоит преимущество международной компании — она может, опираясь на разные рынки, постоянно двигаться вперёд. Именно поэтому мы не планируем продавать акции Buhler Industries. Не верьте слухам.
Мы не можем заставить кризис встать и уйти. Мы просто не должны терять это время. Надо работать над качеством, над освоением новых продуктов, надо укреплять дилерскую сеть.
Наши конкуренты сильны, но мы более быстры и более сконцентрированы. Мы должны выйти из кризиса более сильными, заняв бОльшую долю рынка.
В Канаде мы сейчас занимаем в больших тракторах 25% рынка, в США 10%. Это мало для нас с вами.
По поводу переноса производства некоторых моделей машин в Россию: мы должны использовать возможности, должны соответствовать условиям, которые складываются на рынках. Во-первых, из-за новых экологических ограничений мы не можем больше продавать эти машины в Северной Америке. Во-вторых, работает эффект от девальвации рубля и от новых стимулов правительства России, которые делают этот перенос экономически необходимым. Миссия компании Buhler Industries состоит в том, чтобы делать продукты высочайшего в мире технического уровня. Переносимые в Россию модели мы с вами заменяем другими, более современными.
Так что у нас с вами есть всё для того, чтобы двигаться вперёд. За работу товарищи!
Потом ещё пообщались. Финансист Вилли спросил, а как в России с ценами на сельхозпродукцию, на commodities. Он слышал, есть ограничения на экспорт из России. Я ответил, что да, есть такая странная вещь. Здесь в Канаде правительство и все организации нацелены на поддержку, на расширение экспорта. В России же существует пошлина на экспорт зерна. Я думаю, что это временная вещь. Мы ведём дискуссию с правительством.


Про политику в Канаде.

Вообще, конечно, законодательство в целом выглядит разумным. Всё нацелено на то, чтобы избежать конфликтов, стрессов, чтобы поддержать бизнес. Однако иногда возникают разрывы этого шаблона.

Взять ситуацию в сельском хозяйстве. Фермеры сейчас инвестируют мало. Но плохо не столько это. Пару месяцев назад в Канаде состоялись выборы в парламент. Я смотрел, что обсуждали политики в ходе предвыборных дебатов. Закупка американских истребителей, отношения между провинциями, налоги, участие в сирийской войне, приём иммигрантов, права меньшинств, — что угодно, но ни слова о фермерах, о поддержке сельского хозяйства и реального сектора. А ведь сельское хозяйство очень важно для Канады.
Победили либералы, которые больше говорят о том, как тратить деньги, и мало о том, как их зарабатывать. Теперь будет больше налогов на компании и больше различных общественнных пособий. Вряд ли это будет способствовать выходу экономики из кризиса.
При этом надо понимать, что канадские либералы не чета нашим, российским. Наши хотят и пособия сокращать, и налоги повышать, хотят повышать и цены на ресурсы, и кредитные ставки. В Канаде не такие отмороженные. Ставка Банка Канады, например, составляет 0,5%, в отличие от 11% в России, и её не собираются повышать.

В аэропорту Виннипега встречала делегация неравнодушных граждан. Встречала не нас, а арабских беженцев, которые прилетели с нами на самолёте. Мы не обиделись.


Другой пример странности — экологические стандарты для самоходной сельхозтехники. Для тракторов, комбайнов, опрыскивателей и прочего. Это вообще сомнительная вещь. С этого года в Америке действует стандарт TIR-4 final.  Для того, чтобы выхлоп трактора стал чище, на него навешивается оборудования на 20 тысяч долларов. Трактор становится тяжелее, снижается его производительность, он жрёт больше топлива. Кроме того, на него ставится помимо бака для дизеля бак для мочевины. Т.е. помимо системы топливных заправок нужна сеть производства и доставки мочевины. Больше тратится нефти, больше энергии, больше перевозок, больше труда. Вряд ли экология от всего этого выигрывает. Возможно, чистота выхлопа моторов важна в больших городах, в полях же от этих стандартов больше проблем.
Фермеры всё это видят, поэтому заранее накупили тракторов TIR-3 и не спешат покупать новые. Возник спад.
Предвидя вопросы, сразу скажу: да, конечно, мы производим трактора и комбайны TIR-4 final. Другие и продавать нельзя.

Съездили на рыбалку на озеро.
Зимы здесь, кстати, настоящие. Когда приехали, было минус тридцать пять, потом потеплело до минус восьми.
По дороге увители улетевшую в сугроб машину. Возле неё стояли ещё две, готовились вытягивать. На вопрос, принято ли тут помогать на дороге, последовал ответ: да, принято. Помогают. Но по закону этого делать нельзя. Если увидит полицейский, оштрафует на 500 долларов. За отсутствие лицензии на вытягивание.
Ещё одна странность. Так и погибнуть можно, если специалистов по вытягиванию всегда ждать. Есть ведь и пустынные дороги.

Рыбы много, хотя и рыбаков немало. Наловили судаков, щуку. За природой следят. На крючках не должно быть зазубрин, можно использовать не более двух удочек на человека. Иногда проверяют.

Когда Партия Дела придёт к власти, тоже природу будем оберегать. Дичи должно быть много.



В отношении кризиса в Америке и роста производства в России не надо обольщаться. В России мы в прошлом году произвели сельхозтехники на 52 миллиарда рублей. Это около 750 миллионов долларов. В Северной Америке, в США и Канаде, — более, чем на 30 миллиардов. В 40 раз больше. Поэтому нам в России ещё надо расти и расти.
И не надо ждать краха доллара и краха всей Америки, как некоторые делают. Это страна с мощной экономикой, с мощной позитивной культурой, с мощной способностью обновляться. Я имею в иду вместе, США и Канаду, они очень связаны.
Другое дело, что в России возможности как минимум не хуже. Их реализовывать просто надо.

Чем и стараемся заниматься тут, вернувшись две недели назад из Виннипега.




  • 1
вы сказали - многие компании. можете привести хоть один пример? пример, когда в канаде было закрыто предприятие, перенесено в другую страну.

Electrolux в позапрошлом году закрыл одно из дочерних предприятий под Монреалем. Уволил одним разом больше тысячи своих работников и перенес завод в Штаты, в Теннесси.

т.е. шведская компания закрыла один из своих заводов в канаде и открыла завод в сша. даже не в китае. очень показательные пример. но как насчет канадских предприятий, были случаи их переноса в другие страны после покупки иностранцами?

Если гвороить именно вот так строго, то тоже можно найти примеры - Novelis закрыл производство чуть севернее Квебека и в Кингстоне сильно деятельность подсократили после того, как его индусы купили. Но самое главное, не очень понятно, чем вам пример с Электролюксом не понравился. Была американская компания (Frigidaire), которую купили шведы, перенесли часть производства и разработки из США в Канаду, а теперь вот спустя много лет опять перенесли обратно, только уже в другой штат. Так работает промышлленное производство во всем мире.
Ростсельмаш уже, кстати, перенес производство Versatile 2375 в Ростов - все, в Канаде его больше не делают. И почему вы думаете, что канадцы будут этим процессам как-то сопротивлятся - они не одно десятилетие принадлежали самым разным компаниям и за это время их производство было раскидано по всей Северной Америке.
В Канаде вообще собственно канадских предприятий (в вашем, по видимому, глубоко советском понимании) почти нет. Кроме Бомбардье, который активно переносит производство в Мексику, и AECL, которую трудно назвать производственной компанией, больше так сразу и не вспомнишь. Хотя на самом деле, промышленность в Канаде очень развита. Однако я не уверен, что вы сможете понять, что General Motors Canada, например, это канадская автомобилестроительная компания, а не американская.

сказки про невидимую руку рынка и священную собственность. только ни один собственник без согласования с властями у них не может взять и вывести куда-то действующие предприятие. тот же General Motors Canada (который на 100% американский, кстати) существует только благодаря властям канады и имеет лимиты на производство. т.е. американцы не просто не могут закрыть свое производство в канаде, они обязаны осуществлять там производство не менее установленного лимита. тот же самый бабкин, только попробует снизить загрузку предприятия, выводя производство в другу страну, допустит рост безработицы, как его сразу от туда вышибут, несмотря ни на какие права собственности. грубо говоря он отдаст предприятие в уплату набежавших штрафов.

  • 1